Это интересно
Кирпич
Среди всех строительных материалов древнее кирпича только камень. Раскопки в Месопотамии, Египте и других очагах цивилизации свидетельствуют, что из «глиняного камня» задолго до нашей эры возводили грандиозные строения. Считается, что кирпичу более десяти тысяч лет отроду, но некоторые ученые полагают, что он значительно старше. Во всяком случае легендарный Вавилон, бывший в XIX-VI веках до нашей эры столицей Вавилонии, опоясывала массивная кирпичная стена. А знаменитую Вавилонскую башню, которую, по преданиям, начали строить за 4 тысячи лет до нашей эры, возводили из высушенного глиняного кирпича-сырца, армированного (укрепленного) пальмовыми листьями.
Поначалу пользовались необожженным кирпичом, используя благоприятный климат. Обжиг в печах освоили древние египтяне несколько тысяч лет назад. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, видна подробная технология изготовления и применения кирпича. Причем надо сказать, что разница между той и нынешней стройкой не так уж и велика. Разве что правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником да носили кирпич на коромыслах. А сам принцип возведения зданий сохранился практически без изменений.
Европе кирпич стал известен примерно две тысячи лет назад. А в средние века он уже широко применялся не только для постройки, но и для отделки и украшения соборов и дворов. В конце X века с возрождением городов начали строить кирпичные жилые дома в два-три этажа с мастерскими и лавками внизу. Была придумана узорная кладка, часто использовали кирпич с фигурной поверхностью, покрытый прочной блестящей глазурью. Правда, стоило это немалых денег, и позволить себе такую роскошь могли лишь богатые заказчики — короли, монастыри, крупные феодалы.
Известно, что в те времена в известковый раствор добавляли иногда белок куриных яиц. Зачем такая расточительность? Издавна в известь добавляли связующие вещества для упрочнения кирпичной кладки. Практика показала, что как раз белок куриного яйца — одно из лучших таких связующих.
А вот при строительстве египетских пирамид, а также приморских крепостей на Средиземном и Черном море, связующий раствор готовили иногда из... медуз. С древнейших времен люди подметили, что медуза, выброшенная на берег, обволакиваясь мелкими ракушками, как бы превращалась в камень. И вот это ее свойство и использовали находчивые строители.
На Руси кирпич узнали примерно в IV веке. Из него возводили стены крепостей, храмы, терема, клали печи, в XI-XII веках применяли тонкие, очень тяжелые плиты разных размеров — плинфы. А в XV веке появился кирпич, уже похожий на современный, — в форме бруска. Именно в это время начался расцвет «кирпичного дела». В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Под его непосредственным наблюдением была построена фабрика с особой обжиговой печью, которая давала отличный кирпич («Аристотелев кирпич», как его прозвали). В XV и XVI веках из такого «глиняного камня» были возведены также Нижегородский и Казанский кремль, собор Василия Блаженного и многие другие выдающиеся сооружения.
Наряду с государевыми кирпичными заводами существовали многочисленные частные предприятия — так называемые кирпичные сараи. На особо ответственные сооружения шел «государев большой кирпич». Весил он в два с половиной раза больше современного. Причем каждый завод, частный или государственный метил свои изделия. Кирпичи государевых заводов снабжались клеймом в виде двуглавого орла. На кирпичах Китайгородской стены в Москве стоит одно из старейших клейм — «лабиринт». «Орел» и «единорог» — клейма приказа каменных дел. Имели свои клейма и частные заводы — это могли быть имя владельца, какие-то буквы, изображения зверей, растений. Кирпичи с хорошо сохранившимися клеймами можно нередко видеть и сейчас внимательно присмотревшись к неоштукатуренным стенам старинных зданий.
Сегодня с помощью этих клейм можно определить время постройки здания, а порой и раскрыть его тайны. Вот только две истории.
В 80-е годы в городе Грозном на Московской улице сносили старинное здание. На кирпичах рабочие увидели странные рельефные клейма — одни изображали фригийский колпак и мастерок каменщика, другие — круг, пересеченный крестом. Последний знак встречается иногда в рукописях декабристов — символическое изображение чернильницы с двумя гусиными перьями. Но как эти знаки могли попасть на кирпичи в столь далекие места?
Тайну помогли раскрыть архивные документы. Оказывается, в 1826 году в прифронтовую крепость Грозную сослали разжалованных офицеров и солдат, участвовавших в Декабрьском восстании. Через двадцать пять лет службы бывших декабристоз уволили в отставку без права возвращения на родину, их даже не зачисляли в местное казачество. И они были вынуждены заниматься самыми тяжелыми работами, в частности, создали кирпичные артели. Таких артелей было несколько, и каждая имела свое клеймо. Так, очевидно, и появились на кирпичах знаки декабристов — дань идеалам юности.
Вторая история связана с женитьбой Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что некоторые историки сомневались, что поэт венчался в московской церкви у Никитских ворот, поскольку по документам получалось, что церковь построена в 1848 году, то есть через одиннадцать лет после гибели Пушкина. При обследовании здания обратили внимание на клейма кирпичей и по ним установили, что в действительности церковь, точнее придел, в котором происходил обряд, был возведен еще в конце XVIII века, а в 1848 году церковь лишь достраивали и перестраивали. Так что венчание было именно в этой церкви.
В Донском монастыре Москвы сейчас хранится необычайная коллекция — собрание старинных кирпичей, которые долгие годы разыскивал и собирал архитектор и реставратор Леонид Иванович Антропов. Он передал государству свою уникальную коллекцию клейменых кирпичей московских заводов. Ее осматривают посетители, изучают студенты и реставраторы, так что старый кирпич продолжает служить людям не только стенами построек...
В Австралии найден способ изготовления крупных легких кирпичей, которые при кладке соединяются друг с другом, как блоки детского конструктора. Изготовляются они из смеси глины с древесными опилками, причем в ходе строительства требуется очень мало цемента. Три новых кирпича занимают такой же объем, как десять обычных. При этом один новый кирпич весит в полтора раза меньше.
Казалось бы, какая связь между мирным строительным материалом и бывшим главарем чикагской банды Аль Капоне? Оказывается, связь есть. Некоторое время назад в витрине одного из магазинов Ванкувера был выставлен самый обычный кирпич, лежавший на бархатной подушечке внутри шкатулки из красного дерева. Стоимость его (и еще 413 подобных экземпляров) 1000 долларов! Чем же примечательны эти прямоугольники из обожженной глины? Оказывается, несколько десятков лет назад они составляли стену гаража. Именно у этой стенки четверка головорезов, нанятая Аль Капоне, заманив семерку бандитов из конкурирующей банды Джорджа Морана, расстреляла их из автоматов. С той поры мрачное здание №2122 стало объектом паломничества любопытных туристов. Разыгравшаяся драма не раз служила темой книг и фильмов.
И вот когда в 1967 году в ходе реконструкции Чикаго печально знаменитый гараж снесли, один предприимчивый бизнесмен скупил изрешеченную пулями стену. Каждый кирпич был пронумерован и тщательно упакован для продажи. К каждому такому сувениру приложены брошюры с описанием драмы, снятые на месте расправы слайды и магнитофонная кассета, воспроизводящая звуки выстрелов.
Некоторое время назад в Америке стали исчезать старые, обветшалые дома без жильцов. Как сквозь землю проваливались. Владельцы, заявлявшие в полицию о пропаже, диву давались: кому могли понадобиться старые развалины? Установить, кто этим занимается, для уголовной полиции было делом несложным. Заключение экспертов было единодушно: орудует мафия! Оказывается, в связи с модой на старину резко подскочили цены и на старинный кирпич.
Ежегодная прибыль от продажи старых очищенных кирпичей составляет несколько миллионов долларов. Так что Аль Капоне, славившийся своей энергичностью и предприимчивостью, вполне мог позавидовать изобретательности и оперативности своих современных преемников.
Кирпичные здания во многих городах, построенные в конце прошлого и начале нынешнего века, сегодня выглядят закопченными, мрачными и непривлекательными. Как скрасить унылый вид запущенных кварталов с голыми и слепыми фасадами домов? Неожиданный выход нашли художники. По их мнению, такие здания нужно расписывать. И вот на почти черных от копоти и грязи кирпичных стенах появляются яркие несуществующие окна, двери, колоннады, витрины...
Необычная находка ждала строителей при реконструкции одного из старых зданий в Краснодаре. Когда стали разбирать стену, обнаружили между кирпичами вмурованную бутылку. В ней оказался не клад, а письмо на именном бланке купцов Тарасовых к потомству. Если отбросить все «яти», то текст послания таков: «Лазарь Афанасьевич Тарасов предупреждает свое потомство на случай поломки настоящей стены для возведения новой постройки, что фундамент под этой стеной сложен в два с половиной кирпича, дабы был годен и для их постройки, следовательно, фундамента трогать не надо. В добрый час». Дата — 6 апреля 1899 года. По оценке современных строителей, фундамент вполне простоит еще сто лет. Поистине хозяйская забота!
|