Это интересно
Помада, пудра, румяна и др.
Когда в 46 году до нашей эры Клеопатра с невиданным блеском и пышностью прибыла в Рим, знатным жительницам не терпелось узнать, как египетской царице удается покорять таких мужчин, как великий Цезарь. Может, ее экзотическая красота и впрямь недостижима простыми смертными? Ответ вскоре был найден. Оказалось, Клеопатра действительно была красива, но... как и многие другие женщины Рима. Только она умела эффектно подчеркнуть свою привлекательность, искусно использовать косметические средства и ароматные благовония. А их в распоряжении царицы было великое множество. Вскоре многие ее рецепты приобрели в Риме огромную популярность.
Аристократки начали подводить глаза черной краской, чтобы сделать их более выразительными. В Египте краску эту называли мастим, что в переводе означало «цвет, делающий глаза говорящими». Мастим (сурьму) наносили не только на веки, но и нередко на брови и ресницы с помощью палочки из дерева или слоновой кости. Снизу глаза подводили зеленой краской, состоявшей из толченого малахита, смешанного с растительным маслом. Причем липкая полоска служила не только украшением, но и предохраняла глаза от пыли.
Надо сказать, что задолго до Клеопатры, когда человечество еще не знало даже, что такое хлеб, первобытные модницы уже широко пользовались средствами для украшения внешности. Стараниями археологов до нас дошли самые разнообразные предметы раннего железного века, и среди них — керамические флаконы с цветными порошками, тонкие костяные иглы для нанесения татуировок, бронзовые зеркальца, приспособления для растирания красок.
Рекомендации по удалению морщин и пятен с лица, о средствах против поседения имеются еще в древнеегипетских источниках. В одном из английских музеев был найден папирус с рецептом, прописанным за четыре тысячи лет назад до нашей эры египетской царице Хатти: финик один, собачья лапа — одна, ослиное копыто — одно; все это проварить хорошенько в масле, затем сильно втирать в голову. Эта смесь в то время считалась вернейшим средством против выпадания волос.
Скифские женщины накладывали косметическую маску не только на лицо, но и на все тело. Основу этого общеупотребительного снадобья составляло тесто, приготовленное из можжевельника. Особа, стремившаяся к блеску и чистоте своей кожи, должна была промучиться под слоем волшебного теста целые сутки.
Немаловажная роль отводилась всевозможным мазям, которые, как указывалось в одном из папирусов, должны были «сделать старого молодым». Причем стоимость этих средств порой была весьма внушительной, поскольку сырье с большими трудностями и затратами доставлялось из дальних стран.
От Древнего Египта любовь к косметике перенял и античный мир. Как гласит греческий миф, богиня любви Афродита, собираясь на «конкурс красоты», среди богинь, не удержалась от соблазна и тайком подкрасилась и напудрилась. Само слово «косметика» греческого происхождения, его первоначальные значения — украшать, наряжать.
Один из первых научных трудов в мире, посвященных косметике, принадлежит Диоклу, ученику великого врача древности Гиппократа. В четырех томах он подробно описал способы ухода за телом и лицом и привел множество рецептов, с помощью которых можно было удалять пигментные пятна, смягчать и улучшать кожу, ароматизировать тело и одежду. Некоторые рецепты его кремов дошли до наших дней.
А поскольку древние римлянки, как, впрочем, и модницы всех времен, довольно много времени проводили перед зеркалом, это послужило поэту Марциалу прекрасным поводом для злой сатиры на Мессалину: «Две трети Мессалины спрятаны в коробочках. Ее туалетный стол представляет собой сотни всевозможных способов обмана...»
Другой не менее известный поэт Овидий был гораздо снисходительнее к женским слабостям и даже написал поэму «Притиранья для лица», в которой привел несколько любопытных рецептов кремов.
Приблизительно в это же время знаменитый врач Гален написал около двухсот сочинений, посвященных различным вопросам медицины. Рецептами и советами Галена пользовались в течение многих веков. Ему принадлежит идея использовать лекарственные растения в виде настоек. Чтобы выделить из них полезные элементы, учил врач древности, нужно растения настоять или прокипятить с водой, вином, другой жидкостью и использовать как лекарство. Гален уже различал косметику лечебную и маскирующую (декоративную). Наиболее известен рецепт его крема, которым пользуются и сегодня (так называемый кольдкрем). В его состав входили спермацет, белый воск, миндальное масло и вода.
Судя по количеству экземпляров рецептов, сохранившихся до нашего времени, особой популярностью пользовалась также маска, изобретенная супругой Нерона и названная ее именем — «Поппея». Мука смешивалась с молоком ослиц и накладывалась на ночь на лицо. Утром засохший слой снимался, как кора, и освеженное лицо покрывалось пудрой из рисовой или бобовой муки. А одна знатная римлянка настолько верила в чудодейственную силу молока ослиц, что принимала ванны из него и в путешествия всегда брала с собой целое стадо.
Просвещенные флорентийки XII века знали до трехсот косметических рецептов. Из Флоренции бродячие актеры завезли пасты, помады, пудры, румяна во Францию. Красивыми тогда считались боттичеллева бледность и тициановские золотистые волосы. Позднее «вошли в моду» блондинки, а поскольку перекись водорода еще не открыли, женщины Франции и Италии мыли голову золой букового дерева и мылом, приготовленным из козьего жира, а затем часами сидели на солнце, проводя по волосам губкой, смоченной в уксусе.
В середине XVII века, как свидетельствовал современник, для туалета элегантной дамы требовалась целая лавка косметики — всевозможных притираний, белил, румян, сулемы, квасцов, уксуса, духов, миндального молока, .. коровьего помета (непонятно, правда, зачем) и еще много всего прочего.
Лица придворных дам буквально разрисовывались, причем порой дело это было настолько сложным, что требовалось участие художника. Английская королева Елизавета I наносила на лицо слой пудры, смешанной с яичным белком, а затем слегка прорисовывала на слое пудры кровеносные сосуды, чтобы подчеркнуть «полупрозрачность кожи». Итальянские синьоры и испанские донны закапывали в глаза настой травы белладонны и сверкали расширенными, но совершенно близорукими от атропина очами.
Поскольку богатые дамы тратили бездну времени на массаж, втирание различных ароматических масел, окраску волос, тщательную и детальную раскраску лица, то, естественно, потребовалась специальная комната — туалетная. Главное место в ней занимал туалетный столик, покрытый кружевом, со множеством всевозможных флакончиков, коробочек, баночек с кремами, помадами, притираниями, вперемешку с безделушками и зеркальцами. Богатые итальянки проводили в этих комнатах большую часть дня и изобрели для занятий косметикой особое платье — пеньюар.
Позднее в арсенале модниц стали обязательны мушки — кусочки черной или красной тафты, которые наклеивали на лицо. По моде того времени это считалось очень красивым. Но порой роль мушек была, вероятно, прозаичнее — ими старались прикрыть бородавки и оспины. Мода на мушки пришла с Востока, где они были имитацией родинок, которые арабы и персы считали украшением лица. И «обойденные» природой женщины делали родинки из индиго (краска синего цвета), смешанного с растертыми в порошок драгоценными камнями. В смесь часто добавляли ароматические вещества.
Европейские модницы и модники наклеивали на лица миниатюрные кружочки, звездочки, полумесяцы, замысловатые фигуры (например, в виде запряженной кареты). Иногда самые сложные мушки изображали какие-нибудь интригующие сцены. Поскольку время от времени мушки отклеивались и терялись, каждая дама имела при себе коробочку с запасными экземплярами. В середине XVII века на полном серьезе обсуждалось, прилично ли наклеивать сразу более трех мушек (находились «любительницы», носившие и по 18 штук!) Существовала целая наука, на какие места и какой формы наклеивать мушки — с их помощью дамы вели безмолвные разговоры со своими поклонниками. Так, мушка под левой щекой означала «страсть», между бровей — «соединение в любви», на конце носа — «отказ одному», в середине — «отказ всем», среди лба — «знак любви»...
Но особое внимание в XVII и XVIII века уделяли, конечно, косметике. Именно в это время количество употребляемых пудры, белил и румян измеряется тоннами, а стоимость их — состояниями (кстати, наш век ушел недалеко — статистики подсчитали, что женщины стран, обслуживаемых косметическими фирмами Запада, тратят ежегодно 100 миллионов фунтов стерлингов на химию для причесок, 3 миллиона — на краску для бровей и ресниц, более 14 миллионов на пудру, кремы, румяна и грим для лица, 6 миллионов — на губную помаду и 2,5 миллиона — на лак для ногтей).
Но наряду с поклонением и подчинением «косметической» моде уже в Ассирии, Вавилоне, Египте, Греции и Риме существовали гласные и негласные запреты на моду. Один из древнейших указов по этому поводу, дошедший до наших дней, гласил, что на празднике в честь богини плодородия Деметры женщинам следует быть босиком, в белых платьях, с простыми прическами и непременно без краски на лице!
Во Франции XV века большой популярностью пользовались проповеди патера Мальяра (он даже послужил прототипом отца Любена, героя «Хроники времен Карла IX» П. Мериме). Этот достопочтенный духовный отец по обыкновению заканчивал поучения прихожанкам следующими словами: «Вы раскрашиваете лицо и меняете природный цвет кожи,— нечего сказать, похвальное занятие для добропорядочных женщин! Но вы смеетесь и отвечаете, будто все это пустяки, а словам проповедника не стоит особенно верить. Ну, как хотите. По мне — пусть вас всех черт возьмет!»
В 1770 году английский парламент перешел уже от слов к делу: был принят закон, в котором говорилось: «Всякая женщина, какого бы она ни была возраста, положения или профессии, девица, замужняя или вдова, которая с помощью косметики, румян, помад соблазнит к браку мужчину, наказуется как обманщица, а сам брак считается недействительным, если обманутый муж этого пожелает».
В том же году сенат немецкого города Франкфурта-на-Майне также встал на защиту бедных мужчин. Соответствующий указ гласил: «Если кого-либо из мужчин в нашем городе обманом заставят вступить в брак, используя разные подложные средства, как-то: белила, румяна, помаду, духи, вставные зубы, накладные волосы, подушечки вместо грудей и тому подобное,— женщина подлежит суду за колдовство, и суд может признать брак недействительным».
Примерно в это же время французский король Людовик XV издает указ «против окончательного падения нравов». В нем отразилось особенное возмущение короля такими искусственными мерами, как «беление женского лица и шеи при помощи белил или расчернения бровей и ресниц при помощи ядовитой черной краски». Далее указ гласил, что если какой-либо из перечисленных «противонатуральных» приемов воздействия на жениха будет допущен, то «виновная в сем коварстве женщина изъемляется из помолвленного состояния, а если брак уже состоялся, то он неминуемо расторгается с возвращением законной жены в лоно родительское с возмещением потерпевшему супругу всех потерь и убытков».
Но, несмотря на принимавшиеся строжайшие распоряжения и указы, женщины продолжали и продолжают пользоваться всевозможной косметикой. Современные психологи не без основания полагают, что «наводя красоту», женщина совершает своеобразный ритуал, который успокаивает ее нервы. Взглянув в зеркало и убедившись в собственной неотразимости, женщина становится более уверенной в себе.
Помада для губ — одно из древнейших «изобретений» человечества. В доисторических пещерах и на стоянках первобытных людей археологи нередко находят костяные баночки с красным содержимым и палочками помады для губ. Причем уже в древности было много сортов и цветов губных помад. А в Индии губы даже золотили. Этим косметическим средством охотно пользовались древние египтянки, а также красавицы античного мира. Средневековье надолго вытеснило помаду из обихода.
Снова она появилась во второй половине XVIII века. Ее изготавливали из сливочного масла, пчелиного воска, корней растений и кожицы винограда (использовавшейся в качестве красителя) и раскладывали по баночкам как мазь — губная помада предназначалась исключительно для... мужчин. При дворе Людовика XVI наиболее кокетливые и любвеобильные из них мазали ею рот, дабы он был заметен и не сливался с бородой и усами. Спустя столетие французский парфюмер Герлен стал выпускать «краску для губ» в жидком виде, в стеклянных флакончиках, предназначая ее по-прежнему сильному полу.
Только в самом начале нашего века доступ к помаде получили женпщны. Однако далеко не все, а лишь несерьезные особы. Тем же красавицам, что отличались добропорядочностью и благопристойностью, подобные «прихорашивания» строжайшим образом возбранялись. Запрет этот поначалу был так строг, что когда открылся первый институт красоты, где учили обращению с косметикой, матери семейств недоумевали: кому это, скажите на милость, могут служить подобные заведения?
По другой версии, возвращением ее в арсенал модниц мы обязаны Всемирной выставке в Амстердаме (1883 год). Забытую новинку по достоинству оценили многие женщины, в том числе и знаменитая актриса Сара Бернар. Однако привычную для нас упаковку в виде удобных тюбиков помада обрела лишь в 1915 году.
В 1930 году парижская косметическая фирма «Буржуа» выпустила в продажу сенсационную новинку — «краску для губ» в специальном тюбике из картона, пропитанную ароматами духов «Суар де Пари». С тех пор «права» губной помады были узаконены.
Как подсчитали англичане, женщина, красящая губы с 14 до 80 лет, съедает... 9 килограммов помады. Правда, в Германии статистики пришли к другому выводу: женщина съедает за это время не более 700 граммов помады.
История пудры насчитывает тысячелетия. В Персии женщины покрывали кожу тальком. Египтянки использовали тонко измельченный гипс. Гречанки придавали нежность и матовость коже при помощи мела и муки из бобов. Были времена, когда обильно пудрили не только лицо, но и парики, волосы. В это время получила распространение пудра из рисового крахмала и особой глины белого цвета (кстати, именно эта глина помогла изобрести И.Бетгеру европейский фарфор). В пятидесятые годы нашего века древнее косметическое средство было оттеснено тогдашними новинками — кремами-пудрами и различными средствами для подкрашивания лица. Сегодня наибольшую популярность завоевала тонко измельченная компактная пудра с нежным ароматом.
Перуанские археологи обнаружили в захоронении девушки, жившей две тысячи лет назад, задолго до инков, косметический набор, мало чем уступающий современному. Рядом с древней модницей лежала сумочка, содержавшая пудреницу с пудрой и пуховкой, тушь для ресниц и карандаш для бровей, пилочку для ногтей, пинцет. Лишь зеркальце отличалось от современных. Это была медная пластинка, тщательно отшлифованная с одной стороны.
Свойство перекиси водорода обесцвечивать волосы, говорят, открыл случайно химик Ричардсон в прошлом веке. Ученый нечаянно опрокинул склянку с этой жидкостью на гусиные перья, лежавшие на его столе. Перья приобрели «цвет блондинки». Позже выяснилось, что такое же действие перекись оказывает и на волосы.
Журнал «Болгарская женщина» опубликовал рецепт знаменитого крема Клеопатры. Его состав: 5 г порошка алоэ, 40 мл дистиллированной воды (откуда ее брала Клеопатра, журнал не сообщает), 20 мл розовой воды, 10 г меда, 100 г свежего свиного топленого сала. Порошок алоэ осторожно размешивается в воде, чтобы не было комков. Добавляется розовая вода и мед. Смесь ставится на водяную баню и постепенно вводится свиное сало, следя, чтобы смесь не слишком перегрелась. Готовый крем с легким ароматом алоэ перекладывается в баночку и хранится в холодильнике. Раз в день наносится на лицо и шею тонким слоем.
|